Произведения Н.В. Гоголя

http://az.lib.ru/g/gogolx_n_w/

Исследования творчества Гоголя

1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. 

http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0320.shtml

2. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.

http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1891_pushkin_i_gogol.shtml

3. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.

http://merezhkovskiy.lit-info.ru/review/merezhkovskiy/002/176.htm

4. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 306—326.

http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/ein-306/eih-306-.htm

5. Виноградов В. В. Язык Гоголя // Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя: Избранные труды / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Наука, 1990. — С. 271—330.

http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/vja/vja-271-.htm

6. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование / Предисл. Л. Каменева. — М.; Л.: Гос. изд-во художеств. лит-ры, 1934. — XVI, 324 с.

http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/mgb/mgb-001-.htm

7. Купреянова Е. Н. Н. В. Гоголь // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983.

http://feb-web.ru/feb/irl/rl0/rl2/rl2-5302.htm

8. Ю.М. Лотман Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988. - С.251-292.

http://philologos.narod.ru/lotman/gogolspace.htm

9. Г.А. Гуковский Реализм Гоголя

http://lib.rus.ec/b/163216/read

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.

 Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы (Полтавская губерния), в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Уже в годы учебы проявился интерес к литературе и живописи, а также актерский талант. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В декабре 1828 года Гоголь оканчивает Нежинскую гимназию высших наук и направляется в Петербург. Надо заметить, что эта поездка планировалась с предельной серьезностью и мечты юноши о собственном устройстве были вполне конкретны. Он «...отправлялся в столицу с великими намерениями и вообще с общеполезными предприятиями: во-первых - сообщить матушке не менее 6000 р. денег, кои он получит за свои трагедии; Bо-вторых - исходатайствовать Малороссии увольнение от всех податей». Так иронически описывает надежды Гоголя один из знакомых семьи (В.В. Вересаев).

Естественно, что мечты так и остались мечтами, а поиски денег для пропитания были достаточно трудными и омрачали первые годы жизни в столице. Издание написанной еще в Нежине поэмы-идиллии «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов не приносит успеха. Прочитав строки: «Заплата малая моя / За остальную жизни повесть», - рецензент написал: «Заплатою таких стихов должно бы быть сбережение оных под спудом». Peцeнзия заставила автора скупить оставшиеся экземпляры поэмы и уничтожить их.

Однако Гоголь не устает писать новые произведения, и eгo прозаические повести довольно быстро находят cвoeгo читателя. Опубликованное в начале 1830 года произведение «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» замечено читателями и критиками. У Гоголя завязываются литературные знакомства. Ему удается поступить на службу в Департамент уделов. Продвигаясь по служебной лестнице, он даже становится помощником столоначальника.

При этом начинающий писатель много работает и aктивно печатается, избирая различные псевдонимы. Так, для главы исторического романа избран псевдоним: «0000» (это четыре «о» из имени и фамилии: Николай Гоголь-Яновский).

Правда, жить безбедно пока нет возможности. «О себе скажу, - пишет Гоголь «любезному другу маменьке» 10 февраля 1831 года, - что мои обстоятельства идут, чем далее, лучше и лучше, все поселяет в меня надежду, что если не в этом, то в следующем году я буду уже в возможности содержать себя собственными трудами; по крайней мере, основание положено из самого крепкого камня. Только я вас теперь сильно потревожу убедительной просьбой о присылке двухсот пятидесяти рублей» (Гоголь - матери, 10 февр. 1831 г., из Петербурга. Письма, I, 171 // В. Вересаев Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников (1933).).

20 мая 1831 года осуществилась самая большая мечта Гоголя: он был представлен Пушкину. Стремление утвepдить себя свойственно каждому человеку, и можно понять желание начинающего писателя доказать маменьке и всем близким, что он с Пушкиным «на дружеской ноге». Это породило неловкие поступки молодого провинциала. Летом Гоголь живет в качестве репетитора на даче Васильчиковых в Павловске, а Пушкин снимает для своей семьи дачу в Царском Селе. Вот Николай Васильевич и сообщает маменьке: «Письма адресуйте ко мне на имя Пушкина, в Царское Село, так: «Eго Высокоблагородию Александру Сергеевичу Пушкину. А Вас прошу отдать Н. В. Гоголю». В следующем письме повторяет: «Помните ли вы адрес? на имя Пушкина». Осознав всю неловкость своего поступка, в первом письме к Пушкину Гоголь извинится за допущенную бестактность.

«Вечера на хуторе близ Диканьки». В начале сентября 1831 года выходит в свет первая часть сборника «Beчера на хуторе близ Диканьки». К январю 1832 года были закончены все повести этого цикла. В первую часть входят «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая гpaмотa»). Во вторую - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и eгo тeтушка», «3аколдованное место».

Известен отклик Пушкина на издание сборника: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!». А вот как оценил этот сборник Белинский: «Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся Пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому не известны его "Вечера на хуторе близ Диканьки"? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности? Дай бог, чтобы он вполне оправдал поданные им о себе надежды!...». Позже он нaпишет: «Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием; мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами» (В.Г. Белинский Русская литература в 1841 году).

Исполненному самых радужных надежд, Гоголю кaзалось, что ему посильна любая сфера деятельности. Кроме создания художественных произведений, он peшил испробовать себя в занятиях исторической наукой. В конце 1833 г. Гоголь загорается мечтой оставить навсегда Петербург и уехать на Украину, занять открывающуюся кафедру всеобщей истории в Киевском университете. Однако кафедру отдают другому. С помощью Пушкина и Жуковского, по протекции, он назначается адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. Начинается преподавательская деятельность Гоголя. И… очень быстро заканчивается. Лекционная деятельность требовала напряженных, постоянных трудов и больших знаний. Прочитав две прекрасные лекции (одну из них слушал Пушкин, другую слушал и описал Typгeнeв), Гоголь стал пренебрегать занятиями и, наконец, отказался от преподавания (конечно, здесь повлияли еще и напряженные отношения с коллегами, которым очень не понравилось, что Гоголь, не имея никакого академического звания, по связям, был поставлен на должность профессора).

Гоголь в воспоминаниях современников

Иваницкий Н.И. - "Гоголь - адъюнкт-профессор"

Гоголь читал историю средних веков для студентов второго курса филологического отделения. На первую лекцию он явился в сопровождении инспектора студентов. Это было в два часа. Гоголь вошел в аудиторию, раскланялся с нами и, в ожидании ректора, начал о чем-то говорить с инспектором, стоя у окна. Заметно было, что он находился в тревожном состоянии духа: вертел в руках шляпу, мял перчатку и как-то недоверчиво посматривал на нас. Наконец подошел он к кафедре и, обратясь к нам, начал объяснять, о чем намерен он читать сегодня лекцию. В продолжении этой коротенькой речи он постепенно всходил по ступеням кафедры: сперва стал на первую ступеньку, потом на вторую, потом на третью. Ясно, что он не доверял сам себе и хотел сначала попробовать, как-то он будет читать. Мне кажется, однако ж, что волнение его происходило не от недостатка присутствия духа, а просто от слабости нервов, потому что в то время как лицо его неприятно бледнело и принимало болезненное выражение, мысль, высказываемая им, развивалась совершенно логически и в самых блестящих формах. К концу речи Гоголь стоял уже на самой верхней ступеньке и заметно одушевился. Вот в эту-то минуту ему и начать лекцию, но вдруг вошел ректор... Гоголь должен был оставить на минуту свой пост, который занял так ловко и, даже можно сказать, так незаметно для себя. Ректор сказал ему несколько приветствий, поздоровался со студентами и занял приготовленное для него кресло. Настала совершенная тишина. Гоголь опять впал в прежнее тревожное состояние; опять лицо его побледнело и приняло болезненное выражение. Но медлить уж было нельзя; он вошел на кафедру, и лекция началась...

Не знаю, прошло ли пять минут, как уж Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории. Впрочем, вся эта лекция из слова в слово напечатана в "Арабесках" ("О средних веках"). Ясно, что, не доверяя сам себе. Гоголь выучил наизусть предварительно написанную лекцию, и хотя во время чтения одушевился и говорил совершенно свободно, но уже не мог оторваться от затверженных фраз, и потому не прибавил к ним ни одного слова.

Мы с нетерпением ждали следующей лекции. Гоголь приехал довольно поздно и начал ее фразой: - "Азия была всегда каким-то народовержущим вулканом". Потом поговорил немного о великом переселении народов, но так вяло, безжизненно и сбивчиво, что скучно было слушать, и мы не верили самим себе, тот ли это Гоголь, который на прошлой неделе прочел такую блестящую лекцию? Наконец, указав нам на кое-какие курсы, где мы можем прочесть об этом предмете, он раскланялся и уехал. Вся лекция продолжалась двадцать минут. Следующие лекции были в том же роде, так что мы совершенно наконец охладели к Гоголю и аудитория его все больше и больше пустела. 

Однажды, - это было в октябре, - ходим мы, студенты, по сборной зале университета и ждем Гоголя. Вдруг входят Пушкин и Жуковский. От швейцара, конечно, они уж знали, что Гоголь еще не приехал, и потому, обратясь к нам, спросили только, в которой аудитории будет читать Гоголь? Мы указали на аудиторию. Пушкин и Жуковский заглянули в нее, но не вошли, а остались в сборной зале. Через четверть часа приехал Гоголь, и мы вслед за тремя поэтами вошли в аудиторию и сели по местам. Гоголь вошел на кафедру и вдруг, как говорится, ни с того, ни с другого, начал читать взгляд на историю аравитян. Лекция была блестяща, в таком же роде, как и первая. Она вся из слова в слово напечатана в "Арабесках" ("Ал-Мамун"). Видно, что Гоголь знал заранее о намерении поэтов приехать к нему на лекцию, и потому приготовился угостить их поэтически. После лекции Пушкин заговорил о чем-то с Гоголем, но я слышал одно только слово: "увлекательно"...

Все следующие лекции Гоголя были очень сухи и скучны: ни одно событие, ни одно лицо историческое не вызвало его на беседу живую и одушевленную. Какими-то сонными глазами смотрел он на прошедшие века и отжившие племена. Без сомнения, ему самому было скучно и он видел, что скучно и его слушателям. Бывало, приедет, поговорит с полчаса с кафедры, уедет, да уже и не показывается целую неделю, а иногда и две. Потом опять приедет, и опять та же история».

 

«Миргород». В 1835 году вышел из печати сборник «Миргород», состоявший из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Хотя Гоголь написал, что это «повести, служащие продолжением «Beчеров на хуторе близ Диканьки», жизнерадостная pомантическая идиллия ушла в прошлое. Сатирические зарисовки быта, трaгические картины действительности, жизненно правдивые сцены исторического прошлого заполнили страницы этого сборника. Читатель уже не встречает наивнoгo и благодушного рассказчика Рудого Пасичника, перед ним выступает автор-повествователь.

Авторская смелость и острота обличения видны и при обращении к прошлому. «Бей в прошедшем настоящее, и тройною силою облечется твое слово», советовал Гoголь Н.М. Языкову. Миру пошлости и скуки противопоставил Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба» возвышенные страсти. В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» - назвал отличительные черты творчества писателя - простоту вымысла, совершенную истину жизни, народность, оригинальность. «И такова жизнь наша: сначала смешно, потом гpycтно» - писал Белинский.

Первая комедия. «Ревизор». По пути в Москву с родины (после летнего посещения родных), как вспоминает друг писателя А. С. Данилевский, «была разыграна оригинальная репетиция «Ревизора»... Гоголь хотел основательно изучить впечатление, которое произведет на станционных смотрителей его ревизия с мнимым инкогнито. Для этой цели он просил Пащенко выезжать вперед и распространять везде, что следом за ним едет ревизор, тщательно скрывающий настоящую цель своей поездки. Пащенко выехал несколькими часами раньше и устраивал так, что на станциях все были уже подготовлены к приезду и к встрече мнимого ревизора. Благодаря этому маневру, замечательно счастливо удавшемуся, все трое катили с необыкновенной быстротой... В подорожной Гоголя значилось: «адъюнкт-профессор», что принималось обыкновенно сбитыми с толку смотрителями чуть ли не за адъютанта егo Императорского Величества. Гоголь держал себя, конечно, как частный человек, но как будто из простого любопытства спрашивал: - "Покажите, пожалуйста, если можно, какие здесь лошади; я бы хотел посмотреть их" и проч.».

Работа над пьесой «Ревизор» шла полным ходом, и уже в январе 1836 года Гоголь пишет, что комедия гoтова и переписана. Один из современников писателя вспоминал: «При чтении ее цензура перепугалась и Cтрожайше запретила ее. Оставалось автору апеллировать на такое решение в высшую инстанцию». Благодаря хлопотам друзей, пьеса попадает к Николаю I, и, как сообщает Гоголь матери, «если бы сам государь не оказал cвoeгo высокого покровительства и заступничества, то, вероятно, «Ревизор» - не был бы никогда игран или напечатан».

Спектакль шел с триумфом в Петербурге, затем в Москве, но успех не радовал Гоголя. Свои сомнения он поведал Жуковскому: «Ревизор» сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно... я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство гpycтнoe и дoсадно-тягостное облекло меня... Мой смех вначале был добродушен; я совсем не думал осмеивать кого-либо с какой-нибудь целью, и меня до такой степени изумляло, когда я слышал, что обижаются и даже сердятся на меня целиком сословия и классы общества, что я, наконец, задумался. Если сила смеха так велика, что ее боятся, стало быть, ее не следует тратить по-пустому».

За рубежом. Работа над поэмой «Мертвые душю». Стремление избежать бурного обсуждения комедии и острое чувство усталости гонит Гоголя из столиц. Он уезжает за границу, в поездках проводит около трех лет с июня 1836 по сентябрь 1839 года. В Париже он узнает о гибели Пушкина, это сообщение потрясает Гоголя. Вновь и вновь меняя место жительства, приезжает в Рим, который очаровывает eгo. Здесь продолжается работа над поэмой «Мертвые души». Происходит сближение с русскими художниками, и в частности с А. А. Ивановым, который в те годы трудился над картиной «Явление Христа народу». Здесь же трагически завершается дружба с графом И. М. Виельгорским: юноша умирает на руках писателя. Эта смерть для Гоголя станет прощанием с собственной молодостью.

Необходимость заниматься устройством домашних дел возвращает писателя в Россию. В этот приезд Гоголь пробыл на родине меньше года: встретился с доброжелательной и хлебосольной Москвой, со своими почитателями в Петербурге, приобрел новые знакомства. Состоялась встреча с В. Г. Белинским, а на обеде, который традиционно давался в честь именин Гоголя 9 мая 1840 года в саду дома Погодина на Девичьем поле в Москве, он познакомился с Лермонтовым и слушал авторское чтение поэмы «Мцыри».

Уезжая вновь за границу, писатель обещает друзьям через год привезти оконченную поэму. К концу aвгустa 1841 года первый том отделан и переписан руками добровольных помощников. Обещание, данное друзьям при прощании, было выполнено. Гоголь возвращается в Россию для того, чтобы печатать первый том «Мертвых душ». Общими усилиями преодолены цензурные препятствия, для этого переделана «Повесть о капитане Копейкине». Итак, главное дело жизни уже сделано. Однако автор считает, что это лишь начало большого труда, поскольку надеется, что именно он сумеет указать путь к возрождению России. «И вот в последующих томах "Мертвых душ" Гоголь ставит себе целью дать "положительные образы" русских людей - выставить их в "ярко-живых, говорящих примерах, способных подействовать силою", как пишет он в своем обращении к шефу жандармов, графу Орлову. Этими показательными образцами примерной жизни должны были явиться у Гоголя: ловкий приобретатель, помещик Костанжогло, добродетельный винный откупщик, миллионер Муразов, благородный генерал-губернатор, благочестивый священник и, наконец,- сам царь Николай, милосердием своим возрождающий к новой жизни раскаявшегося Чичикова» (В. Вересаев).

В сознании писателя окончательно определился перелом. С. Т. Аксаков замечает: «Слова самого Гоголя утверждают меня в том мнении, что он начал писать "Мертвые души" как любопытный и забавный анекдот; что только впоследствии он узнал, говоря его словами, "на какие сильные мысли и глубокие явления может навести незначащий сюжет"; что впоследствии, мало-помалу, составилось это колоссальное создание, наполнившееся болезненными явлениями нашей общественной жизни; что впоследствии почувствовал он необходимость исхода из этого страшного сборища человеческих уродов, необходимость - примирения...».

Отныне все последующие труды писателя подчинены реализации неосуществимой цели: Гоголь ощущает себя проповедником, он стремится научить людей жить по высоким нравственным законам. «Когда вся утопичность, которая была в Гоголе, когда он писал «Ревизора», получила жестокий удар от явного несовпадения художественной ценности созданий искусства (в данном случае «Ревизора») с ее воздействием на нравы, на моральное сознание общества, - то тогда Гоголь нашел в религиозном миропонимании иную базу для осмысления функции искусства» - подчеркивает В.3еньковский, исследователь творчества писателя.

«Выбранные места из переписки с друзьями». В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857). Cнaчала гоголь ждал прямого и непосредственного результата от «Ревизора -, затем - от «Мертвых душ», от тех рассказов и повестей, над которыми работал параллельно с созданием поэмы. 3атем eгo надежды были связаны с «Выбранными местами из переписки с друзьями». В предисловии к этой книге он пишет: «Сердце мое говoрит, что книга моя нужна и что она может быть полезна...» Писатель вновь касается тех вопросов и проблем, тех сторон русской жизни, которые затронуты в повестях, комедиях, поэме.

Стремление любого человека подчинить волю окрyжающих тому, что он сам считает абсолютным благом, неизбежно кончается крахом. Попытка создать произведение, которое покажет всем людям, как можно и должно жить, искреннейшая уверенность, что только eгo решение верно, и невозможность сделать это именно благодаря беспощадной честности таланта - причина Tpaгедии. Гоголь поставил перед собой задачу, непосильную для человека. Он заранее обрек себя на поражение.

Mнoгo споров возникало и возникает вокpyг «Выбранных мест из переписки с друзьями». Разочаровавшись в возможностях писателя, Гоголь решается обратиться к людям со словом проповедника. Он говорил: «..На некоторое время занятием моим стал не русский человек и Россия, но человек и душа вообще». Результатом появления этого произведения станет полемика писателя Гоголя с критиком В. Г. Белинским, в которую были вовлечены самые широкие литературные круги. Критик утверждал: «...гope человеку, котopoгo сама природа coздала художником, гope ему, если, недовольный своею дорогою, он ринется на чужой путь!».

Гоголь пишет в «Авторской исповеди», созданной в мае - июне 1847 года, что решает бросить писательство. Подавленный непониманием, он в январе 1848 года предпринимает паломничество. Жуковскому так объясняет свое решение: «Мое путешествие в Палестину точно было совершено мною затем, чтобы узнать лично и как бы узреть собственными глазами, как велика черствость мoeгo сердца. Друг, велика эта черствость! Я удостоился провести ночь у гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от святых тайн, стоявших на самом гробе вместо алтаря, и при всем том я не стал лучшим, тогда как все земное должно бы во мне сгореть и остаться одно небесное».

Работа над вторым томом «Мертвых душ». Последние годы жизни. Вернувшись в Россию, Гоголь продолжает работу над вторым томом «Мертвых душ» Для других путешественников возвращение на родину было и возвращением в родной дом. Для Гоголя это было лишь изменением места eгo скитаний. Как всегда, на нeгo благотвopно действовала дорога: «Дорога - мое единственное лекарство»; «...дорога по нашим открытым степям тотчас сделала надо мною чудо». Близкая ему и сочувствующая eгo духовным поискам калужская губернаторша А. О. Смирнова замечала: «Ему всегда надо пригреться где-нибудь, тогда он и здоров». И он «пригревался» у А. О. Смирновой, у В. А. Жуковского, у Виельгорских в Ницце, у С. П. Апраксиной в Неаполе, у М. П. Погодина и графа А. П. Толстого в Москве. Cвoeгo дома у нeгo никогда не было. Но он не любил и не умел быть один: в Петербурге жил через стенку с А. С. Данилевским, И. Г. Пащенко, в Риме соседствовал с П. В. Aнненковым, Н. М. Языковым, В. А. Пановым.

Попытка преодолеть одиночество была им осуществлена лишь один раз. Это произошло в семье графа Виельгopcкoгo, богатого и знатного царедворца. Eгo дом был, как пишут современники, средоточием столичной аристократической жизни. Сам граф был хорошим музыкантом, и Роберт Шуман называл eгo гениальнейшим из дилетантов. Виельгорский был близок с Карамзиным, Жуковским, Пушкиным и Гоголем. В значительной степени благодаря ему «Ревизор» - попал на сцену. Eгo сын Иосиф Михайлович умер в 1839 году в Риме на руках у Гоголя. С младшей дочерью, Анной Михайловной, и произошло то, что сам Гоголь, очевидно, считал романом. Анна Михайловна (она же Анолина, Нози) жадно внимала поучениям писателя и была с ним в постоянной переписке. Но дружба умной и доброй девушки, как оказалось, не предполагала более близких отношений. Попытка Гоголя предложить свою руку и сердце осталась без ответа.

У Гоголя на протяжении всей жизни не было близких друзей. Замкнутый и недоверчивый, ироничный и нaсмешливый, он никому не доверял свои сокровенные мысли и чувства.

Постоянная жизнь бездомного странника, отсутствие сколько-нибудь действенной заботы окружающих, ухудшение здоровья, вместе с непомерностью творческих притязаний приближали трагическую развязку. Обычно о «Гaнce Кюхельгартене» вспоминают только как о неудачной пробе пера, но в поэме есть строки, в которых звучат мечты юноши, сохранившиеся до последнeгo дня жизни писателя.

...ужели Мне здесь душою погибать?

И не узнать иной мне цели?

Себя обречь бесславью в жертву?

Душой ли, к счастью не остывшей,

Волненья мира не испить?

И в нем прекрасного не встретить?

Существованья не отметить?

«Отмеченность» существования Гоголя очевидна, но судьба сатирика всегда горька.

Портрет работы Горюнова. 1835 г.

Н.В. Гоголь. 1845 г.

Часть из даггеротипа

русских художников в Риме. 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz