1 семестр

Вопросы к зачету:

1.  Искусство Древней Греции: периодизация, специфика, понятие «греческого чуда».

2.  Античный космос и древнегреческие ордера архитектуры.

3.  Древнегреческая скульптура. Культ телесности.

4.  Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гомеровский вопрос.

5.  Устройство древнегреческого театра. Жанр трагедии (анализ драмы Софокла «Царь Эдип»).

6.  Римская культура на фоне греческой: общее и особенное.

7.  «Золотой век» римской литературы.

8. Римский эпос и «Энеида» Вергилия.

9. Основные черты средневекового мировоззрения. Периодизация средневековья. Темное средневековье. Романский и готический стили.

10. Куртуазная и народная культура средневековья. Основные жанры.

11. Средневековая героическая поэма.  Анализ «Песни о Нибелунгах» (в сравнении со "Старшей Эддой").

12. Древнерусское зодчество и монументальная живопись. Иконопись.

13. Общая характеристика древнерусской литературы. Анализ одного из произведений по выбору («Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»).

14. «Божественная Комедия» Данте: авторский замысел, образы, особенности композиции, символика.

15. Особенности искусства Ренессанса в сравнении со средневековым. Хронологические рамки эпохи.

16. Ренессансная живопись: появление натурщиков, перспектива, цвет и свет.

17. Титаны итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти). Основные работы.

18. Архитектура и скульптура эпохи Возрождения в Италии.

19. Анализ трагедии «Гамлет» и комедии «Укрощение строптивой» У. Шекспира. Место этих произведений в творческой эволюции писателя.

20. Гуманистические тенденции в испанской литературе эпохи Ренессанса. Роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

21. Барокко как направление в искусстве.

22. Творчество Караваджо. Реалистические черты в живописи 16-17 вв.

23. Барокко в литературе: гонгоризм, маринизм, метафизическая поэзия, прециозная литература.

24. Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в искусстве XVII - начала XIX в. Основные черты.

25. Н. Пуссен как родоначальник классицизма во французской живописи.

26. Трактат Н. Буало "Поэтическое искусство". Теория "трех стилей", принцип "трех единств", принцип "меры".

27. Французская классицистическая драма. Театр П. Корнеля и Ж. Расина.

28.  Борьба долга и чувства в трагикомедии «Сид» П. Корнеля.

29.Переосмысление конфликта Корнеля Расином. Отсутствие свободы выбора у героев «Андромахи» Ж. Расина.

30. «Высокая комедия» Мольера. Анализ произведения "Тартюф".

31. Рококо как направление во французском искусстве XVIII века.

32. Русские живописцы XVIII века. Жанр портрета.

33. Стили русской архитектуры XVIII века. Освоение опыта мировой культуры.

34. Просвещение в Англии. Понятия «общее благо», «естественное право», «общественный договор».

35. Проблема разума в романе Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Сатира и утопия.

36. Просвещение во Франции. Философские повести Вольтера. Французские энциклопедисты (Дидро, Руссо, Гельвеций).

37. Гете и алхимия. "Фауст" как алхимический  трактат.

 

2 семестр

Вопросы к экзамену:

1. Периодизация романтизма и его специфика в странах Европы.
2. Жизненный и творческий путь Э.Т.А. Гофмана. Романтический гротеск и фантастика в сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
3. Личность и творчество Дж.Г. Байрона. Философская драма Байрона "Каин". Идея богоборчества, образы Каина и Люцифера.
4. Американский романтик Эдгар По. Роль романтизма в формировании американского самосознания, в развитии литературы США.
5. Йенский и гейдельбергский этапы немецкого романтизма. Роль философии И.Г. Фихте, Ф.Д.Э. Шлейермахера и Ф.В. Шеллинга в формировании эстетики романтизма.
6. Борьба романтиков и ранних реалистов с классицистическими догматами. Трактат Стендаля "Расин и Шекспир".
7. Особенности реалистической поэтики. Сходства и различия романтиков и ранних реалистов. "Евгения Гранде" Бальзака как реалистический роман. Тема денег в романе. Образ Евгении.
8. "Госпожа Бовари" Флобера как роман эпохи зрелого реализма. Степень «объективности» авторского взгляда. Образы Эммы, Шарля, Родольфа, Леона и др.
9. Тема расколотого сознания в повести Ф.М. Достоевского "Двойник".
10. Проблема литературного характера в цикле А.П. Чехова «маленькая трилогия» ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви").
11. Рост нравственного самосознания героя в рассказе А.П. Чехова «Дама с собачкой».
12. Натурализм: идеология, стиль, поэтика. Э.Золя - глава французского натурализма, его концепция "экспериментального романа". "Тереза Ракен" Э. Золя как физиологический роман.
13. Драматургия рубежа веков. Символистская драма М. Метерлинка "Слепые".
14. "Старик и море" Э. Хемингуэя: от сказки к мифу.
15. Модернизм и натурализм как два полюса исследования человека.
16. Таинственный, абсурдный и враждебный мир Ф. Кафки: "Превращение" как образец абсурдной логичности. Варианты прочтения романа Ф. Кафки "Замок".
17. Борхес как предвестник постмодернизма. Поэтика заглавия новеллы «Вавилонская библиотека» Борхеса. Вселенная – библиотека. Мотив лабиринта в творчестве Борхеса ("Вавилонская библиотека", "Сад расходящихся тропок").
18. Философия экзистенциализма. Свобода и ответственность, существование и сущность. Экзистенциализм - это пессимизм?
19. Роман "Чума" А. Камю. Поиск смысла в бессмысленном мире. Мотив испытания.
20. "Школа для дураков" С. Соколова как последнее произведение модернизма и первое произведение постмодернизма.
21. Импрессионизм в живописи и скульптуре.
22. Живопись реализма. Барбизонская школа (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш.-Ф. Добиньи)
23. Творчество Г. Курбе. Салон Le Realisme.
24. Сюжеты из древнерусской истории в творчестве А.П. Ря́бушкина, Б.М. Кустодиева и М.В. Нестерова.
25. Объединения русских художников «Мир искусства» в Петербурге и «Союз русских художников» в Москве.
26. Характерные черты гиперреализма в живописи и скульптуре.
27. Поп-арт (Р.Хамилтон, Э.Уорхол)
28. Абстракционизм и кубизм в живописи (В.В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Пикассо).
29. Искусство сюрреалистов (С. Дали, Л. Бунюэль, Д. Линч, Я. Шванкмайер).
30. Архитектура модерна (В. Орта, Э. Гимар, А. Гауди).
31. Постимпрессионизм в живописи (П.Сезанн, В. Ван-Гог, Э.А.П. Гоген).
32. Русская живопись 19 века (К.П. Брюллов, А.А. Иванов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и др.).
33. Московский классицизм (О.И. Бове, К.А. Тон).
34. Петербургский классицизм (П.К. Клодт, К.И. Росси и др.)
35. Романтизм в немецкой живописи (О. Рунге, К.Д. Фридрих).
36. Творчество прерафаэлитов (Д.Г. Россетти, Дж. Э. Милле).
37. Романтическая живопись во Франции (Т. Жерико, Ж. Делакруа).
38. Архитектура романтизма. Эклектизм, новые конструкции.
39. Живопись У. Тернера – романтические и импрессионистические черты.
40. Творчество художников-передвижников (А.Е. Архипов, С.А. Коровин, Н.А. Касаткин).

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz