Вопросы к экзамену:
- Борхес - предвестник постмодернизма (идеи относительности, многовариантности мира, сомнение в реальности, мир как текст и т.д.).
- Тема абсурда в "Мифе о Сизифе" А. Камю. Экзистенциальные идеи в творчестве А. Камю.
- Роман "Тошнота" Ж.-П. Сартра. Бунт против вещей. Проблема существования.
- Пародия и гротеск в романе «Пена дней» Б. Виана. Ирония и самоирония. Трагическая тема романа. Варианты интерпретации смысла романа.
- Театр абсурда как «театр борьбы» против буржуазного и реалистического театра (Э. Ионеско, С. Беккет).
- «Интеллектуальный роман» XX века. Особенности жанра.
- Гессе и психоанализ. «Степной волк» Г. Гессе как психоаналитическое исследование человеческой души.
- Концепция войны как основы социальной стабильности в романе Дж. Оруэлла «1984».
- "О дивный новый мир" О. Хаксли как преодоление "научной эйфории" XX века.
- Романы "1984" и "О дивный новый мир" как два пути создания стабильного общественного устройства (террор и гипноз, нехватка необходимого и ориентация на потребление). Что лежит в основе представлений архитекторов данных социальных систем?
- "Повелитель мух" У. Голдинга: жанр притчи-антиутопии в литературе второй половины ХХ века. Экзистенциальные мотивы в романе.
- «Любовница французского лейтенанта» как постмодернистский роман: игра с читателем, варианты финала, стилизация.
- Роман «Сто лет одиночества» - семейная хроника и модель истории человечества.
- Феномен латиноамериканской литературы. Особенности художественного мышления латиноамериканских писателей (Борхес, Маркес, Кортасар и др.)
- «Парфюмер» Зюскинда как воплощение постмодернистской концепции мира.
- Кич как базовое понятие романа «Невыносимая легкость бытия» М. Кундеры.
- «Имя розы» У. Эко как жанровый синтез романа-бестселлера и интеллектуальной философской прозы.
- «Новый роман». Особенности творчества А. Роб-Грийе.
- Красота и смерть в творчестве Ю. Мисимы. Роман «Золотой храм».
- Смысл названия и образ главного героя романа Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
- «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери. Основные идеи.
- Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы (Р. Акутагава, Я. Кавабата, Ю. Мисима, К. Оэ, Кобо Абэ).
- Я. Кавабата - первый японский писатель, получивший Нобелевскую премию. Своеобразие творчества.
- Американская литература 20 века. Творчество Дж Апдайка. Образ главного героя романа "Кролик, беги".
- Движение битников: основные представители, идеи, достижения. Поэма А. Гинзберга "Вопль".