Олдос Леонард Хаксли (1894-1963)

Aldous Huxley

1. Контрапункт (Point Counter Point ) (1928)

http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/hucksley1_1.txt (пер. И. Романовича)

2. О дивный новый мир (Brave New World ) (1932)

http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt (пер. О. Сороки, В. Бобкова)

3. Двери восприятия (The Doors of Perception ) (1954);

Рай и Ад (Heaven and Hell) (1956)

http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/doors.txt (пер. М. Немцов)

4. Остров (Island) (1962)

http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/ostrow.txt (пер. С. Шик)


  

Родился Олдос Хаксли 26 июля 1894 в Годалминге (графство Суррей, Великобритания). Как по отцовской, так и по материнской линиям Хаксли принадлежал к британской культурной элите, давшей целый ряд выдающихся учёных, писателей, художников. Он был внуком Томаса Хаксли – знаменитого учёного-биолога, публициста, критика и оратора, дарвиниста более ярого, чем сам Дарвин, одного из тех людей, чьими усилиями в ХХ веке вновь возродилась угасшая было вера во всемогущество науки. Внук получил хорошее образование, но в науку не пошёл – сбежал в литературу.

В четырнадцать лет потерял мать, в шестнадцать, во время учебы в Итоне, едва не ослеп в результате несчастного случая; впрочем, зрение все же восстановилось - настолько, что Хаксли сумел поступить в Оксфорд, но в армию его не взяли, хотя он, подобно многим своим современникам, и рвался на фронт. Мощные, как окуляры микроскопа, очки – обязательная деталь дружеских и злых рисунков-шаржей на Хаксли.

В литературе Хаксли дебютировал сборником стихотворений, опубликованном в 1919 году. В этом же году стал членом лондонского клуба «Атенеум», некоторое время был театральным критиком в «Вестминстер газетт» («West-minster Gazette»). Год спустя он перебрался из Англии в Италию, затем отправился в кругосветное путешествие, побывал в Индии и первый раз посетил Соединенные Штаты. К 1921 оставил журналистику и занялся литературным трудом. В апреле 1937 переехал на постоянное жительство в США и поселился в Калифорнии. Именно здесь начинается его основной творческий период, для которого было новой чертой более подробное рассмотрение человеческой сущности. Хаксли знакомится в 1938 г. с Джидду Кришнамурти. Под влиянием последнего он обращается к различным учениям мудрости и занимается мистикой. Параллельно работает сценаристом для Голливуда. Ему, в частности, принадлежит сценарий фильма «Гордость и предубеждение» по роману Джейн Остен с Лоренсом Оливье в главной мужской роли.

В своем творчестве Хаксли испробовал самые разные литературные формы, в т.ч. критический очерк («Добросовестные исследования» - Proper Studies, 1927), сатиру («О дивный новый мир» - Brave New World, 1932), интеллектуальный роман («Контрапункт» - Point Counter Point, 1928; сам Хаксли определял его как «роман идей»). Романы Хаксли в преувеличенно мрачных тонах представляют губительные тенденции современной жизни; в сатирических романах «О дивный новый мир» (название романа взято из «Бури» У. Шекспира) и «И после многих весен...» (After Many a Summer Dies the Swan, 1939) эти тенденции выступают в крайне извращенном или оглупленном виде, высмеивается культ машины и тела. Избавлению от него, по Хаксли, послужит эклектический мистицизм, предложенный в романе «Слепой в Газе» (Eyeless in Gaza, 1936), в биографии иезуита «Серое преосвященство» (Grey Eminence, 1941), в сатире «Время должно остановиться» (Time Must Have a Stop, 1944), а также в исследовании мистицизма «Вечная философия» (The Perennial Philosophy, 1945). К его поздним сочинениям относятся книги «Наука, свобода и мир» (Science, Liberty and Peace, 1946), «Обезьяна и сущность» (Ape and Essence, 1948), «Темы и вариации» (Themes and Variations, 1950), «Дьяволы Лудэна» (The Devils of Loudun, 1952), «Врата восприятия» (The Doors of Perception, 1954), «Гений и богиня» (The Genius and the Goddess, 1955), «Завтра, завтра и завтра» (Tomorrow and Tomorrow and Tomorrow), «Возвращение в прекрасный новый мир» (Brave New World Revisited, 1958), «Об искусстве и художниках» (On Art and Artists, 1960) и «Остров» (Island, 1962).

В пятидесятые годы о Хаксли заговорили как о психоделическом гуру: он пропагандировал психоделики и сам регулярно употреблял мескалин и ЛСД в надежде, по словам автора одной из биографий писателя, «уйти от себя и не пострадать при этом физически».

В 1959 Американская академия искусств присудила Хаксли премию за заслуги, отдав ему предпочтение перед столь маститыми авторами, как Томас Манн, Эрнест Хэмингуэй и Теодор Драйзер.

В 1920-е годы Хаксли у нас высоко ценили и переводили весьма оперативно, как ярко проявившегося "антибуржуазного" писателя, да к тому же внука известного материалиста-дарвиниста. Репутация помогла Хаксли сохранять доверие советского руководства аж до 1936 года, когда у нас вышли сразу два его романа – "Шутовской хоровод" и "Контрапункт" ("Через цветные стёкла").

Но самой знаменитой его книге "О дивный новый мир" (1932) не повезло в СССР. Её перевели фрагментарно и почти сразу похоронили. На 55 лет. Поминать и цитировать разрешалось, об издании речь не шла. Ведь в романе, явившем собою антиутопию-предупреждение насчёт возможных последствий развития "общества потребления" (в 1932-м и термина-то такого придумать ещё не успели), основная сюжетная идея до странности напоминала сусальные картинки изобильного коммунистического рая, в котором все будут работать шутя, а жрать – от пуза. Правда, для этого придётся организовать управление обществом по тоталитарно-олигархическому образцу, разделить человечество на альфа-, бета-, гамма-, дельта- и эпсилон-группы (от аристократов до умственных и физических ублюдков-полурабов).

По воле автора во главе Государства Форда, этого коммуно-капиталистического рая, стоит некий Мустафа Монд, чертовски похожий на Сталина; одну из героинь зовут Линайна (в оригинале Lenina) Краун, других – Бернард Маркс, Бенито Гувер, Герберт Бакунин, Моргана Ротшильд, Жан-Жак Хабибулла... Не именослов – дьявольская окрошка из имён миллиардеров, волшебниц, апостолов анархизма, исламских фанатиков и фашистских диктаторов. В Государстве Форда можно работать, развлекаться и трахаться – остальное запрещено. Самый страшный позор – забеременеть и родить. Это слишком очеловечивает. Людей производят в пробирках.

Хаксли прожил в общем немало. Но умирать он начал рано и умирал долго, терзаемый неизлечимой болезнью – рассеянным склерозом. Последние годы жизни изнурённый страданиями писатель мог говорить и думать только об эвтаназии – безболезненной добровольной кончине. Умер Хаксли в Лос-Анжелесе 22 ноября 1963 (под дозой ЛСД), в тот самый день, когда в Техасе погиб президент Джон Кеннеди. Его прах захоронен в фамильном склепе в Великобритании.

 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz