Бертольд Брехт (Ойген Бертольд Фридрих Брехт) (1898-1956)

Eugen Berthold Friedrich Brecht

1. Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper) (1928; опубл. 1931)

http://lib.rus.ec/b/287697/read (пер. С.К. Апта)

2. Мамаша Кураж и ее дети (Mutter Courage und ihre Kinder) (1038-39; опубл. 1941)

http://lib.rus.ec/b/290760/read (пер. С.К. Апта)

3. Жизнь Галилея (Leben des Galilei ) (1937-39; опубл. 1943)

http://lib.rus.ec/b/260397/read (пер. Л. Копелева)

4. Добрый человек из Сезуана (из Сычуани) (Der gute Mensch von Sezuan) (1939-1942; опубл. 1943)

http://lib.rus.ec/b/286253/read (пер. Е. Ионовой)

4. Швейк во второй мировой войне (Schweyk im zweiten Weltkrieg) (1941; опубл. 1956)

 http://lib.rus.ec/b/8973/read (пер. А. Голембы и И. Фрадкина)



Родился Бертольд Брехт в Аугсбурге, в семье директора фабрики, учился в гимназии, занимался медициной в Мюнхене и был призван в армию как санитар. В революционные дни ноября 1918 г. Брехт был избран членом Аугсбургского солдатского совета, что свидетельствовало об авторитете совсем еще молодого поэта.

Литературное призвание пробудилось у Брехта очень рано. Начиная с 1914 года, его стихи, рассказы, эссе, театральные рецензии стали регулярно появляться в местной печати. В дальнейшем Брехт работал в основном в драматургической области.

Первые пьесы его - "Ваал" (1918), "Барабанный бой в ночи"  (1919),  "В джунглях городов" (1921). В это время он познакомился с Лионом Фейхтвангером, который сразу оценил талант Брехта и активно содействовал ему на первых порах его театральной деятельности. Вскоре в Мюнхене, Лейпциге, Берлине состоялись премьеры первых пьес Брехта. "Респектабельная" буржуазная публика распознала в драматурге врага, спектакли нередко сопровождались шумными скандалами и обструкциями, во время которых в качестве главных аргументов применялись тухлые яйца и кошачьи концерты. Но эти обструкции были оборотной стороной успеха. Имя Брехта становится широко известным в литературных и театральных кругах.

В 1922 году писатель был удостоен самой почетной литературной премии в Германии - премии имени Клейста.

В 1924 году Брехт переселился из Мюнхена в Берлин. Среди пьес, созданных в конце  20-х - начале 30-х годов, наибольший успех имела "Трехгрошовая опера", поставленная в берлинском театре в 1928 году. Этот успех распространился далеко за пределами Германии и положил начало мировой известности Брехта.

К этому же времени относятся и решающие сдвиги в идейном развитии Брехта. Придя к выводу, что его дальнейшая творческая работа зайдет в  тупик без основательного знания марксистской теории, он штудирует труды классиков научного социализма.

После прихода Гитлера к власти Брехт покинул Германию и 15 лет провел в эмиграции. Он несколько раз приезжал в СССР, и для него это было идейной и нравственной поддержкой в тяжелое время изгнания. Сначала он недолго жил в Швейцарии, затем обосновался в Дании, где написал пьесы "Страх и нищета в Третьей империи" (1933-1938), "Мамаша Кураж и ее дети" (1939), "Жизнь Галилея" (1938-1939), "Добрый человек из Сычуани" (1938-1940) и др.

Вторжение немецко-фашистских войск в Данию заставило Брехта переехать в Швецию, а затем в Финляндию, но и здесь он не мог себя чувствовать в безопасности. Спасаясь от преследований, Брехт переехал в США. Здесь он провел шесть лет, добывая средства к существованию киносценариями для Голливуда. В эти годы им были созданы пьесы "Сны Симоны Машар" (1941-1943 - в  соавторстве  с Фейхтвангером), "Швейк во второй мировой войне" (1941-1944), "Кавказский меловой круг" (1944-1945) и др.

Брехт был противником не только фашизма, но и реакционеров всех стран и любых толков. Он выступал против «холодной войны» и в 1947 году был обвинен в "антиамериканской деятельности" и вызван на допрос перед Комиссией Конгресса в Вашингтоне. Покинув вслед за тем США, он после непродолжительного пребывания в Швейцарии вернулся на родину и поселился в демократическом Берлине.

Настало время жатвы. В течение пятнадцати лет, проведенных на чужбине, Брехту лишь редко и случайно представлялась возможность сценического воплощения своих пьес. Еще 30 января 1941 года он записал в дневнике: "Шесть готовых пьес, не увидевших света рампы: Иоанна, Страх и нищета, Галилей, Кураж, Пунтила, Сычуань". К 1948 году число таких пьес удвоилось. Поэтому первая забота писателя по возвращении на родину – поставить их на сцене. В это время он организует совместно со своей женой, актрисой Еленой Вайгель, и при помощи знакомых театр "Берлинский ансамбль", в спектаклях которого он осуществляет свои творческие идеи, экспериментирует, пролагает новые пути. Гастроли "Берлинского  ансамбля" в Западной Германии, Австрии, Польше, Франции, Англии, Советском Союзе, Чехословакии, Италии утвердили славу "театра Брехта" во всем мире и способствовали широкому распространению брехтовской драматургии, которая в послевоенные годы завоевала театральные подмостки десятков стран.

С момента зарождения международного движения сторонников мира Брехт являлся его активным участником. Он был избран во Всемирный Совет Мира. В 1951 году был удостоен Национальной премии ГДР первой степени. В декабре 1954 года Брехт был награжден Международной Ленинской премией мира. В своем приветствии к нему в связи с высокой наградой президент ГДР Вильгельм Пик писал: "Как писатель и борец за мир Вы - один из выдающихся духовных представителей другой, миролюбивой Германии, пользующейся доверием и признанием даже тех народов, которые были жертвами немецко-фашистской империалистической агрессии".

Бертольт Брехт скончался (от сердечного приступа) в Берлине 14 августа 1956 года во время репетиции пьесы "Жизнь Галилея".

 

 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz