Бори́с Виа́н (1920-1959)

Boris Vian

1. Пена дней (1946)

http://lib.ru/WIAN/pena0.txt (пер. Л. Лунгиной)

 

На родине Борис Виан известен не только как автор романа "Пена дней" и нашумевшей, скандально известной "черной серии", но и как трубач джазового оркестра, исполнитель собственных песен, словом, "принц" богемного парижского квартала Сен-Жермен. Он написал огромное количество литературных произведений, делал скульптуры, писал картины. Помимо сценариев фильмов, музыкальных комедий, опер (самая известная - "Снежный рыцарь" ("Chevalier de neige", 1956), балетов (в частности, "Французский охотник" ("Le Chasseur francais", 1955), переводов американских романов ("L'Homme aux bras d'or" de Nelson Algren, "Mademoiselle Julie" de Strindberg, "Les Joueurs du A." de Van Vogt), ненапечатанных статей для газет и журналов архивы Бориса Виана включают его дневниковые записи, тексты лекций, критические заметки, переписку.

В октябре 1970 г. в журнале "Ле Монд де Ледюкасьон" были опубликованы результаты социлогического исследования, проведенного среди молодых людей и девушек, слушающих курс французской литературы в лицеях и университетах. По словам студентов, "Борис Виан, так же, как и Сартр, Камю и Золя, обрекая на забвение Корнеля, занял доминирующие позиции в умах молодежи, однако игровое предназначение его слова мешает ему стать классиком".

В чем причина такой популярности Виана? А в чем причина непризнанности  при жизни?

До 1965 г. в специализированных изданиях невозможно было найти ни одного глубокого исследования творчества Виана (а он умер в 1959 году). Для славы необходимо, наверное, помимо таланта писателя еще и некая социальная сонастроенность с идеями писателя. При жизни все литературные работы Бориса Виана — за исключением "черной серии" - остались незамеченными. Это невнимание критики к Виану было компенсировано после 1968 года, вошедшего в историю Франции как период социальных потрясений, затронувших все сферы жизни; время переоценки моральных ценностей. Молодежь выступила против существовавших социальных и моральных стереотипов современного государства, находившегося в состоянии кризиса.

В связи с этим романы Виана, написанные более двадцати лет назад, наконец-то стали востребованными и, вероятно, более понятными.

Часто ранние литературные пробы Б. Виана воспринимаются как "дилетантские", "любительские", "несерьезные" и противопоставляются

Главными романами Виана считаются 4 романа: "Пена дней", "Осень в Пекине", "Красная трава", "Сердцедер". Однако существуют монографии, посвященные раннему творчеству Виана, где доказывается значимость его раннего творчества. К ранней прозе относят "Волшебную сказку для заурядных людей" ("Conte de fees a l'usage des moyennes personnes", 1942), a также романы "Разборки по-андейски" ("Troubles dans les andains", 1942 — 1943) и "Сколопендр и планктон" ("Vercoquin et le plancton", 1944).

В 1949 году под псевдонимом Вернона Салливана Борис Виан издает несколько романов, выполненных в стиле пародии на боевые американские детективы, один из которых «Я приду плюнуть на ваши могилы» разделил литературную общественность Франции на ненавидящих и обожающих скандалиста. Невнимательный читатель, проглядывающий страницы данных романов по диагонали и следящий лишь за развитием сюжета и количеством постельных сцен и драк, будет весьма порадован обилием того и другого. Но вся суть в том, что здесь и проявляется великое глумление Бориса Виана над американской хотдоговой цивилизацией.

Главный герой романов Салливана – мулатбелой кожей, но с «черным» сознанием), желающий уничтожить всех белых. Главные составные части его мести – поиметь всех белых девушек и избить всех особей мужского пола, которые способны передвигаться. Надо сказать, удается это ему неплохо. Но более внимательный и вдумчивый читатель не может не заметить прямо таки брызжущего фонтана едкого сарказма.

Чего стоят только названия его романов – «Я приду плюнуть на ваши могилы», «А потом всех уродов убрать». Эти романы – пародия на суперпопулярные романы про Джеймса Бонда, которыми зачитывалась Франция 40-х годов.

Серьезные произведения Виана проникнуты одним приемом, который убивает внимательного читателя наповал, – проникновение во внутреннюю форму слова, основанное на идеальном чувстве языка. Например, «пьяноктейл» – пианино со встроенной машиной по приготовлению коктейлей, которая мешает напитки в зависимости от исполняемой мелодии. Или танец «скосиглаз», сущность которого в произведении интерференции двумя одушевленными строго синхронированными источниками колебательного движения, или «сердцедер» – механизм для убийств посредством извлечения сердец... Адекватно перевести такие красоты очень трудно, но переводчики творили чудеса.

Виан создает отражение современного мира в кривом зеркалеружья в его мире растут в огородах, морские угри водятся в рукомойниках, а в правом легком вполне может пустить корни кувшинка.

Борис Виан совершил невероятное – соединил музыку и литературу. Это не значит, что он пишет о музыке, слияние происходит на очень сложном уровне. Просто, когда читаешь его книги, погружаешься в джазовые мелодии, где каждое слово – это нота из хита оркестра Дюка Эллингтона, частичка атмосферы вечного праздника, чуть приправленного полудетским оптимизмом. Книги Виана невозможно читать по 20 страниц в день, погружение полное, а такое удается только мастерам пера.

Популярность Сартра резко пошла на убыль, после того как Виан сделал его персонажем «Пены дней», а «брюки Жана-Соля Партра, те самые, с дыркой от окурка и пятном на левой штанине» – стали предметом поклонения. Вообще, «Пена дней» – венец творения автора, названный критикой «одним из ярчайших и пронзительнейших романов о любви».

 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz