Задания к экзамену Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах: Агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый, вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога, балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонит, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать. Задание 2. Определите этимологическое значение слов (историю происхождения); сравните этимологию слова с его современным значением. Академия, анекдот, бестия, гимназия, каникулы, лицей, монитор, палата, паразит, плагиат, планета, потенция, профессор, реклама, репутация, салют, сарказм, сессия, солярий, строфа, талант, трагедия, харизма, школа, эврика, эвфемизм, юмор, бог, ведьма, вития, ворожить, врач, время, дева, жена, муж, ладонь, невеста, нелепый, неряха, обаяние, ребенок. Задание 3. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов: Ахиллесова пята; крокодиловы слезы; калиф на час; глас вопиющего в пустыне; между Сциллой и Харибдой; пиррова победа; сфинксова загадка; дамоклов меч; двуликий Янус; прокрустово ложе; лебединая песня. Закрывать глаза на что-нибудь; Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердце. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши. Задание 4. Исправьте предложения: А у вас нет туфлей на размер больше? В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы. Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего праздника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу. Задание 5. Составьте текст (5-7 предложений) в научном, официально-деловом или публицистическом стиле. Выделите характерные черты стиля в вашем тексте.
Вариант экзаменационного билета: 1. Расставьте ударения в следующих словах: приданое, отрочество, изредка, черпать, подростковый, отсвет, пуловер, упомянуть, танцовщик, факсимиле. 2. Определите значение следующих слов: антиципация, декларант, девальвация, банк, аренда. 3. Найдите речевые или грамматические ошибки. Исправьте предложения. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков. В районе нужен магазин, ориентированный специально для школьников. В речи Кирсанова изобилуют иностранные слова. В сочинении ученика много дефектов. Издательство «Терра» выпустило уже более четырехста книг. 4. Составьте текст (5-7 предложений) в одном из жанров собственно научного подстиля (монографии, статьи, доклада, курсовой работы и т.д.). Выделите характерные черты научного стиля в вашем тексте. 5. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов. Двуликий Янус, прокрустово ложе, между Сциллой и Харибдой, держать порох сухим, как в воду опущенный.
|
© ikimast |