Задания к экзамену



Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах:

Агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод, августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый, вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога, балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонит, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

Задание 2. Определите этимологическое значение слов (историю происхождения); сравните этимологию слова с его современным значением.

Академия, анекдот, бестия, гимназия, каникулы, лицей, монитор, палата, паразит, плагиат, планета, потенция, профессор, реклама, репутация, салют, сарказм, сессия, солярий, строфа, талант, трагедия, харизма, школа, эврика, эвфемизм, юмор, бог, ведьма, вития, ворожить, врач, время, дева, жена, муж, ладонь, невеста, нелепый, неряха, обаяние, ребенок.

Задание 3. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов:

Ахиллесова пята; крокодиловы слезы; калиф на час; глас вопиющего в пустыне; между Сциллой и Харибдой; пиррова победа; сфинксова загадка; дамоклов меч; двуликий Янус; прокрустово ложе; лебединая песня.

Закрывать глаза на что-нибудь; Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердце. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши.

Задание 4. Исправьте предложения:

А у вас нет туфлей на размер больше? 
Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель.

В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
В школе прошла волнительная встреча бывших выпускников.
Мы сократили объем работы, учитывая бюджет времени студента. 
Вчера было день рождения. 
Грушницкий любил принимать эффективные позы.
Дети испугались, когда мимо их промчалась огромная собака.
Если на нашем предприятии проведут ревизию, мы можем влипнуть в переплет.
Заявителю разъяснено, что, выводя собаку на улицу, надо быть в наморднике.
Игроки душу не чают в своем тренере.
Из всех в семье отец соблюдал только спокойствие. 
Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов. 
Когда Жилин выходит из сарая, к нему подбежала собака хозяина. 
Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо обеспечить их. 
Лиза была домработницей в доме Фамусова.
Мне нужны две пары чулков.
Мы будем рады зарубежным друзьям, приедущим к нам.
Мы договорились встретиться у памятника Пушкина. 
Мы должны обратно проанализировать план работы и внести в него изменения.
Мы отлично провели вечер в круге друзей. 
На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе. 
Написав «Смерть поэта», которое мгновенно облетело весь Петербург, стало ясно, что в России появился новый великий поэт.
Недавно построившийся через ЧусовУю мост решил многие транспортные проблемы.
Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пялили на него очи.
Нужно уплатить около восьмиста тысяч рублей.
Очень огромное влияние на творчество писателя оказал русский народный фольклор.

Ощущение красоты, задора, молодости, настоящего праздника, царящие на сцене, передалось и зрительному залу.
Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю, был зеленого цвета. 
Посевы производились согласно указаний агронома. 
С вами разговаривает управляющий банка. 
Своевременно оплачивайте за проезд.
Сегодня тучи более темнее, чем вчера.
Скажите, пожалуйста, сколько время?
Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на проведение конференции. 
Спорт не только является залогом здоровья, но и источником радости.
Также большое внимание было уделено на вопросы жилищного характера. 
Тебя ложат в больницу?
Тихон стал косным виновником гибели Катерины.
Тяжелый труд шахтера раньше времени уводит его в могилу.
Что-то у вас роспись неразборчива.
Эпитет в этом предложении выступает как один из выразительных средств.
Это оплата за обучение в автошколе. 
Аппендицит ему вырезали еще в прошлом году. 
Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску. 
В время интервала между двумя уроками в класс вошел директор школы. 
В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников. 
В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков. 
В работе дается краткая характеристика методов определения себестоимости сельскохозяйственной продукции малых ферм и фермерских хозяйств. 
В районе нужен магазин, ориентированный специально для школьников.
В речи Кирсанова изобилуют иностранные слова.
В романе «Мать» Горький показал революционеров, принадлежащих к разным социальным средам. 
В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.
В своей автобиографии писатель дал подробную характеристику тех людей, с которыми его свела война. 
В сочинении ученика много дефектов. 
В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Румыния, СССР, Чехословакия, Югославия и др.

Задание 5. Назовите способы образования слов. Разберите по составу и сделайте словообразовательный разбор следующих слов:

сверхмощный, охотник, слева, заново, скалолаз, коротковолновый, прийти, синь, ученически, проходимец, беспечный, отыскать, временщик, удавиться, допоздна. 

Задание 6. Сделайте фонетический разбор следующих слов:

Жжение, рвется, лучший, ненаглядный, обрядовый, здравствуйте, безжалостный, бескорыстный, цветение, сельчане. 

Задание 7. Составьте текст (5-7 предложений) в научном, официально-деловом или публицистическом стиле. Выделите характерные черты стиля в вашем тексте.

 

Вариант экзаменационного билета:

1. Расставьте ударения в следующих словах:
приданое, отрочество, изредка, черпать, подростковый.

2. Определите этимологическое значение слов (историю происхождения); сравните этимологию слова с его современным значением:
академия, строфа, профессор, жена, ребенок.


3. Найдите речевые или грамматические ошибки. Исправьте предложения.

В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
В районе нужен магазин, ориентированный специально для школьников.
В речи Кирсанова изобилуют иностранные слова.
В сочинении ученика много дефектов.
Издательство «Терра» выпустило уже более четырехста книг.

4. Составьте текст (5-7 предложений) в одном из жанров собственно научного подстиля (монографии, статьи, доклада, курсовой работы и т.д.). Выделите характерные черты научного стиля в вашем тексте.

5. Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.
Двуликий Янус, прокрустово ложе, между Сциллой и Харибдой, держать порох сухим, как в воду опущенный.

6. Назовите способ образования слов. Разберите по составу и сделайте словообразовательный разбор следующих слов:  допоздна, беспечный скалолаз.

7. Сделайте фонетический разбор следующих слов: жжение, здравствуйте. 


 

 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz