Лекция 9

Агиографический жанр

Особенности жанра жития. Композиционный житийный канон. Биографическое (биос) и мученическое (мартириос) житие. Типы центрального персонажа жития (мученик, исповедник, святитель, преподобный, столпник, христа ради юродивый).

Четьи-Минеи, патерики, прологи как сборники житий. Мемуары как наследник житийного биографизма.

Этапы исторического развития жанра жития:

1-й этап. Развитие оригинального агиографического творчества на основе переводных житий. Житье святаго человека Божия Алексия, Сказание о Борисе и Глебе, Житие Александра Невского, Житие Михаила Черниговского.

2-й этап. Интерес к человеческим эмоциям и чувствам героев. Житие митрополита Петра Киприана. Жития Епифания Премудрого.

3-й этап. Монументальные житийные своды. Великие Четьи Минеи.

Продолжение традиции легендарного жития-повести. Повесть о Петре и Февронии Муромских.

4-й этап. Ломка жанра жития в 16 веке, завершающаяся его отрицанием в форме пародии. 

Жанр жития в 17 веке. Развитие жанра по двум линиям: 1) усиление бытовых деталей и сюжетных подробностей, отказ от биографизма (позднее приведет к бытовым повестям и авантюрным новеллам); 2) подчеркнутый биографизм (позднее - к психологическим повестям и историко-мемуарной прозе).

Повесть об Ульянии Лазаревской (Осорьиной) - один из первых опытов биографии частного человека.

Повесть о Марфе и Марии 

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Авторское начало и осознание ценности человеческой личности в древнерусской литературе.


 

© ikimast

Создать бесплатный сайт с uCoz